Сайт педагога-психолога

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком ОВЗ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововасюганский детский сад №23»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № __ от ________________

Протокол  ПМПк № __  от  ____________

Руководитель, заведующий ПМПк

МБДОУ  ЦРР д/с №23 «Теремок»

___________ Т.Г. Медведь

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с  ребенком ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Разработала:

Михеева Лариса Петровна

педагог-психолог МБДОУ

«Нововасюганский детский сад  №23»

 

 

2016 год

Пояснительная записка.

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

Ступенчатая диагностика. Индивидуальный подбор педагогических технологий. Систематический контроль и корректировка. Наблюдение. Пошаговая фиксация.

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с ОВЗ  под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка:

повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не должно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ОВЗ С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов; освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных); освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка; накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте; уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения; развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности; формирование элементов учебной деятельности; формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Структура индивидуальной программы.

Принципы

Этапы

Содержание

1

2

3

Единство диагностики и коррекции отклонений.

Изучение анамнеза и сбор сведений о ребенке.

Создание условий для проведе­ния коррекционно-педагогической работы.

Учет характера первичных и вторичных отклонений.

Наблюдение за ребенком.

Определение основных направ­лений и видов коррекционно-педагогической деятельности.

Учет онтогенестического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития.

Комплексная диагностика.

Организация форм работы с родителями.

Единство требований в семье и ДОУ.

Составление психолого-педагогического заклю­чения на ПМП конси­лиуме.

Определение приоритет­ных задач.

Составление индивиду­альных коррекционно-развивающих программ.

Внедрение эффективных педаго­гических технологий.

Систематичность.

Определение приоритет­ных задач.

Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррек­ции и развитии детей с пробле­мами в развитии.

Деятельностный подход.

Составление индивиду­альных коррекционно-развивающих программ.

Выработка программных дейст­вий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны бли­жайшего развития в актуальную.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

 Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с  ребенком ОВЗ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Программа включает в себя 12 занятий, которые будут проводиться с март по июнь  в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6-7 лет.  

Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в листе контроля динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений педагога-психолога  по итогам  реализации программы в марте и июне. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально-волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Тематический план занятий.

 

 

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания (3 занятия)

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие восприятия (3 занятия)

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

- «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года»

- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

 -  «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие мышления (2 занятия)

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

Развитие памяти (2 занятия)

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения  и творческих способностей (2 занятия)

1) развивать воображение и творческие способности

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук (2 занятия)

1) развивать тонкую моторику рук

- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

Литература:

1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // Дошкольная педагогика/май/2008.

2. Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003.

3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 – летнего возраста. Челябинск 2000

4. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005.

5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002.

6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

Приложение.

Лист контроля динамики.

на 20___ - 20___  учебный год.

Ф.И. ребёнка _______________________Дата рождения________________

Разделы программы

Динамика



март

июнь


Игровая  деятельность

Развитие речи


Обучение  грамоте


ФЭМП

Продуктивные виды

деятельности

Самообслуживание

Музыкальное воспитание

Физическое  воспитание

Эмоционально – волевая

сфера

Заключение по итогам диагностики  

Педагог-психолог: _____________________________

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

низкий уровень – 1 балл, средний – 2 балла, выше среднего – 3 балла, высокий уровень – 4 балла.
13 марта 2016 в 18:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.