Сайт педагога-психолога
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком ОВЗ.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововасюганский детский сад №23»
УТВЕРЖДАЮ Приказ № __ от ________________ Протокол ПМПк № __ от ____________ Руководитель, заведующий ПМПк МБДОУ ЦРР д/с №23 «Теремок» ___________ Т.Г. Медведь Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком ОВЗ.
Разработала: Михеева Лариса Петровна педагог-психолог МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23»
2016 год Пояснительная записка. В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе). Принципы построения индивидуального образовательного маршрута: Ступенчатая диагностика. Индивидуальный подбор педагогических технологий. Систематический контроль и корректировка. Наблюдение. Пошаговая фиксация.В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с ОВЗ под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте». Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка: повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не должно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ОВЗ С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка: сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов; освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных); освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка; накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте; уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения; развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности; формирование элементов учебной деятельности; формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.Структура индивидуальной программы.
Структура занятия: В каждое занятие входят следующие игры и упражнения: 1. Для развития произвольности; 2. Для развития внимания и памяти; 3. Для развития моторики и координации движений; 4. Для преодоления застенчивости; 5. Для активизации подкорковых структур мозга; 6. На нормализацию мышечного тонуса. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком ОВЗ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.Программа включает в себя 12 занятий, которые будут проводиться с март по июнь в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6-7 лет. Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в листе контроля динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений педагога-психолога по итогам реализации программы в марте и июне. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально-волевая сфера, продуктивные виды деятельности. Тематический план занятий.
Литература: 1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // Дошкольная педагогика/май/2008. 2. Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003. 3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 – летнего возраста. Челябинск 2000 4. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005. 5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002. 6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007. Приложение. Лист контроля динамики. на 20___ - 20___ учебный год. Ф.И. ребёнка _______________________Дата рождения________________
Педагог-психолог: _____________________________ Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе: низкий уровень – 1 балл, средний – 2 балла, выше среднего – 3 балла, высокий уровень – 4 балла.13 марта 2016 в 18:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.