Сайт педагога-психолога

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововасюганский детский сад №23»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № __ от ________________

Протокол  ПМПк № __  от  ____________

Руководитель, заведующий ПМПк

МБДОУ  ЦРР д/с №23 «Теремок»

___________ Т.Г. Медведь

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Михеева Лариса Петровна

 педагог-психолог МБДОУ

 «Нововасюганский детский сад  №23»

 

 

2016 год

Пояснительная записка.

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога, составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребенком.

В основу данной Программы легло методическое пособие И.Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

 

Цель программы: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

 

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1) Совершенствовать произвольность и самоконтроль;

2) Способствовать развитию внимания и воображения;

3) Формировать согласованность действий;

4) Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;

5) Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

 

Методические приемы, используемые в программе:

- игры на развитие внимания, воображения;

- игры и задания, направленные на развитие произвольности;

- дыхательные упражнения;

- релаксационные методы;

- обсуждение различных чувств;

- рисование.

 

Этапы реализации программы:

IЭТАП

1.Научить детей сосредоточи­вать внимание на выполнении конк­ретной задачи с помощью ситуатив­ных средств и речи, а также через постановку добавочных целей. Раз­вить зрительное внимание.

Игры: «Найти свой цвет», «Разно­цветные машины», «Бусы», «Цветные капли», «Найди игрушку», «Что изме­нилось?»

2.  Научить вслушиваться в речь, реагировать на слово, развить подра­жательные способы и познаватель­ную активность. Развить зритель­ное внимание и его объем.

Задания: «Сделай, как я», «Собери правильно», рассматривание рисун­ков «Витрина магазина», «В кабине­те у врача», «Чей это дом?»

3.  Научить соблюдать определен­ные правила и выполнять указания взрослых, действовать по инструк­ции со зрительной стимуляцией. Развить сосредоточенность и кон­центрацию зрительного внимания.

Упражнения: игры с кубиками, крупной мозаикой, «Лабиринты», ри­сование по пунктирным точкам, «Перепутанные линии».

4. Развить регуляторно-динамические компоненты деятельности (удержание цели, планирование, са­моконтроль, темп). Расширить объем и развить концентрацию зрительно­го внимания (на одной вещи, далее на двух вещах и т.д.).

Упражнения: «Найди отличия», «Небылицы», «Недостающие детали», «Где ошибся Буратино?»

IIЭТАП

1.  Развить слуховое внимание, при­вить правила активного слушания.

Задания: «Где звенит?», «Кто по­звал?», «Узнай, что звучит», «Какие животные живут в этом доме?», «Что звучит в оркестре?» (Не­сколько звуков.)

2.  Развить способность к распре­делению и переключению внимания.

Упражнения: «Где живет бабуш­ка?», «Где спрятался зайчик?», «Ком­ментированное рисование», «Вычер­кни названные фигуры», «Каждой руке — свое дело», «Двуручные за­дания», подвижные игры с различ­ным темпом и ритмом.

3.  Сформировать познаватель­ный интерес, умение осуществлять самостоятельно контрольно-оце­ночные действия. Научить выпол­нять задания без пошагового конт­роля взрослого.

4.  Развить саморегуляцию. Сфор­мировать умственные действия без наглядной основы. Научить поддер­живать устойчивое внимание, ак­тивность умственной работоспо­собности.

Задания: мысленно разложить целое на части, перевернуть предмет, дорисовать его, увеличить или уменьшить вещь.

Структура индивидуальной программы

Принципы

Этапы

Содержание

1

2

3

Единство диагностики и коррекции отклонений.

Изучение анамнеза и сбор сведений о ребенке.

Создание условий для проведе­ния коррекционно-педагогической работы.

Учет характера первичных и вторичных отклонений.

Наблюдение за ребенком.

Определение основных направ­лений и видов коррекционно-педагогической деятельности.

Учет онтогенестического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития.

Комплексная диагностика.

Организация форм работы с родителями.

Единство требований в семье и ДОУ.

Составление психолого-педагогического заклю­чения на ПМП конси­лиуме.

Определение приоритет­ных задач.

Составление индивиду­альных коррекционно-развивающих программ.

Внедрение эффективных педаго­гических технологий.

Систематичность.

Определение приоритет­ных задач.

Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррек­ции и развитии детей с пробле­мами в развитии.

Деятельностный подход.

Составление индивиду­альных коррекционно-развивающих программ.

Выработка программных дейст­вий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны бли­жайшего развития в актуальную.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с март по май  в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6-7 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

 

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

 

Тематический план занятий.

 

№ занятия

Задачи

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички

2

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

25 мин

Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч

3

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Внимание – рисуй”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

4

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.

5

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.

6

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки

7

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч

8

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.

9

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.

10

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Занятие 1.

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

- Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

- Ты сейчас дома?

- Тебе 6 лет?

- Ты учишься в школе?

- Ты любишь смотреть мультфильмы?

- Кошки умеют лаять?

- Яблоки растут на елке?

- Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

Занятие 2.

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

 
Коррекционно-развивающее занятие для гиперактивных детей 6-7 лет.

 

Цель: научить детей адекватно проявлять свои эмоции и чувства, произвольно напрягать отдельные группы мышц, выразительно переда­вать характер эмоций, развить само­регуляцию и самоконтроль, умение переключать внимание, сформиро­вать нравственные качества.

1-я часть.Зарядка позитив­ного внушения

Ведущий. Доброе утро! Дети, я рада вас видеть. У нас сегодня нео­бычное приветствие. Все вместе бежим по кругу вправо. Пожалуй­ста, не мешайте друг другу, не тол­кайте своих товарищей. Бежим так быстро, как только вы можете (2-3 мин.).

Как только вы услышите, что заз­вучала спокойная музыка, останови­тесь. Выберите в зале любое место и ложитесь на ковер на спину, раскинув в стороны ручки и ножки, как звездочка, чтобы вам никто не ме­шал. Закройте глаза. Сделайте вдох - выдох. Представьте себе, что в жаркую погоду вы лежите на по­ляне, в мягкой, густой траве. Рядом с вашими ручками и ножками плещут­ся холодные ручейки. Вы решили освежить свои ручки в одном из них. Делаем вдох и изо всех сил тя­немся кончиками пальцев рук к ру­чейку. Выдох - расслабляем ручки. Еще раз делаем вдох и тянем, тянем ручки к воде. Выдох - расслабляем ручки. Вам очень хорошо и приятно. Вам хочется дружить друг с другом, играть вместе, заниматься.

А теперь одновременно ручками тянемся к одному ручейку, а ножка­ми к другому. Все ваше тело растя­гивается так сильно, что даже чуточ­ку дрожит. Вдох - выдох, расслаби­лись. И еще раз повторим это упражнение. Считаем до пяти и от­крываем глазки.

 

2-я часть.Педагог называет имя ребенка, который садится на стул первым. Далее сидящий называет того, с кем бы хотел сидеть рядом. Дети берутся за руки и пропевают: «Добрый день», при этом пожимая друг другу руки.

Игра «Тишина». По сигналу педагога дети машут руками, топают ногами, рычат, мычат и т.д. По хлоп­ку в ладоши должна наступить ти­шина. Педагог дает установку в игре не мешать друг другу.

Игра «Зеркало». Детям разда­ют зеркала. Они изучают мимику своего лица в зависимости от эмо­ционального состояния:

улыбнуться, подмигнуть, спросить детей, что означает это состояние;

сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь);

брови вверх, глаза расширены, рот раскрыт (испуг);

брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согну­то (боль).

Игра «Танцующие ручки». Рисование цветными мелками обеи­ми руками на бумаге. Глаза закрыты, руки двигаются в такт музыке. Рас­смотреть рисунки и определить, что нарисовано.

3-я часть.Тренинг с моделиро­ванием стандартных ситуаций

Детям для рассматривания пред­лагается набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети ре­шают, как правильно поступить:

- все едят конфеты, а один - нет;

- все играют с игрушками, а один - нет;

- все смеются над малышом, кото­рый плачет.

Ситуация и способы выхода из них разыгрываются с детьми.

4-я часть.Снятие эмоцио­нального напряжения (мышеч­ная тренировка)

«Кулачки» пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локти; на уровне плеч. Опустить руки расслабиться;

«Веер»: сжать руку в кулак, затем быстро выпрямиться, развести пальцы веером;

«Машем крыльями»: расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Выполнять попеременно правой и левой рукой,

«Тряпичная кукла»: замирание в позе «навытяжку». Полное расслабление всего тела, «провисание»;

«Цыпочки»: пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжением с расслаблением;

«Петушок»: ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

5-я часть. Традиционное про­щание.

Ведущий. Встаньте в круг, по слушайте, как бьется сердце - оно большое и доброе. Его любви хва­тит всем.

Игры, для гиперактивных  детей - способствующие снижению негативных проявлений в поведении.

 

Название игры

Цель игры

«Обзывалки»

(Кряжева Н.Л.)

Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Два барана»

(Кряжева Н.Л.)

Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

«Доброе животное»

(Кряжева Н.Л.)

Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

«Тух – тиби - дух»

(Фопель К.)

 

Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Попроси игрушку»

(Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

 

Обучение детей эффективным способам общения.

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.)

 

Формирование у детей доверия к окружающим.

«Зайчики»

(Бардиер Г.Л.)

Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

«Рубка дров»  (Фопель К.)

Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во время игры.

«Бумажные мячики»

(Фопель К.)

Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)

 

Научить детей контролировать свои действия.

«Говори!»

(Лютова Е.К.,  Монина Г.Б.)

Развитие умения контролировать импульсивные действия.

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С.)

Развитие умения распределять внимание.

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л.)

Снять излишнюю двигательную активность.

«Зеваки»

(Чистякова М.И.)

Развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л.)

Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И.)

Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

«Давайте поздороваемся»

Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

«Волшебный стул»

(Шевцова И.В.)

Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

«Слепой танец»

 

 

Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Водопад»

 

Снятие мышечного напряжения.

«Насос и мяч»

Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Винт»

Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Дудочка»

 

Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Воздушный шарик»

 

Снять напряжение, успокоить детей.

13 марта 2016 в 18:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.