Сайт педагога-психолога

Коррекционная психолого-педагогическая программа для индивидуальной работы с детьми ОВЗ детского сада «Развивайка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная психолого-педагогическая программа

 для индивидуальной работы с детьми  ОВЗ детского сада  

«Развивайка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михеева Л.П. – педагог-психолог

МБДОУ Нововасюганский детский сад № 23»

Томская область Каргасокский район  с.Новый Васюган

 

 

Пояснительная записка.

В концепции детерминации психического развития аномального ребёнка  Выготским Л.С. была выдвинута идея, что развитие аномального ребёнка и нормального протекает по общим законам и является социально обусловленным. Социальное, в частности педагогическое, воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших психических функций,  как в норме, так и в патологии.

Предлагаемая программа является результатом обобщения  опыта работы педагога-психолога Рудяковой О.Н. и  педагога-дефектолога Скопинцевой М.Ю. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям дошкольного возраста подготовительной группы ОВЗ, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в игровой деятельности.

Цель программы:индивидуальная  коррекция и развитие у дошкольников ОВЗ подготовительной группы познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности.

Задачи программы:

1. Создание коррекционно-развивающих условий для сохранных познавательных процессов и личностных особенностей дошкольников ОВЗ  подготовительной группы.

2. Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, положительной мотивации к познавательной  саморегуляции у дошкольников ОВЗ подготовительной группы в игровой  деятельности.

3. Создание атмосферы принятия, взаимопонимания, развитие у ребёнка компетентности в вопросах нормативного поведения и самостоятельных действий по инструкции педагога-психолога.

Данная программа создана для детей дошкольников ОВЗ подготовительной группы детского сада,  длительность занятия – 25-30 минут. Цикл практических занятий - 16 занятий. Занятия проводятся  индивидуально 2 раза  в неделю.

Перечень диагностических процедур.

Диагностируемые параметры.

Рекомендуемые диагностические методы и методики.

Литературный источник.

Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к социуму, взаимоотношениями с людьми.

Проективные тесты- рисунки: «Несуществующее животное»; «Моя семья».

Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1987г.

Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности.

Особенности мыслительной деятельности  (исследование невербального и вербального интеллекта). 

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

«Рисунок мужской фигуры»

Методика  «Обобщение», методика «Классификация», методика «Словесные ассоциации».

Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978г.

Марцинковская Т.Д.

Диагностика психического развития детей. М. 1998г., Тихомирова  Л.Ф.

Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М. 2000г.

 

 

Тематическое планирование

Наименование темы блока

Количество

занятий

Приложение

I.

«Диагностический».

 

 

1.

Проведение первичной диагностики.

1 занятие

Апрель

 

Итого.

1 занятие

 

II.

«Коррекционно-направленные + обучающие».

 

 

1.

Игры и упражнения, направленные  

на развитие познавательных процессов.

3  занятия

Апрель

2.

Игры и упражнения, направленные на работу

с эмоционально-волевой  сферой.

3 занятия

Апрель

3.

Игры и упражнения, направленные  

на развитие коммуникативных умений.

3 занятия

Апрель-Май

4.

Игры и упражнения, направленные

на кинесиологическое развитие.

2 занятия

Май

5.

Игры и упражнения, направленные  

на развитие графических умений.

2 занятия

Май

 

Итого.

13 занятий

 

III.

«Развлекательные + обучающие + контрольные».

 

 

1.

«Развивайка».

1 занятие

Май

2.

Проведение итоговой диагностики.

1 занятия

Май

 

Итого.

2 занятия

 

 

Итого  за  3  блока.

16 занятий

 

Методический материал занятий.

Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установление их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы, используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке:

- игры и упражнения на развитие познавательных процессов;

- игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой  сферой;

- игры и упражнения на развитие коммуникативных умений;

- упражнения, направленные на кинесиологическое развитие;

- упражнения на развитие графических умений.

С коррекционно-воспитательной целью при проведении занятий использован игровой компонент. При этом необходимо создавать для ребенка ситуацию успеха, что стимулирует повышение самооценки и познавательной мотивации. При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений, осуществляя соответствующую корректировку.

Система  упражнений на развитие познавательных процессов.

1.Игра «Внимательный».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Педагог-психолог  предлагает узнать «Внимательный ли ты?». На доске располагается рисунок «клевера» 5 рядов с тремя лепестками в цветке. В одном из рядов у одного цветка 4-5 лепестков. Ребенок  ищут на рисунке клевер с заданным количеством лепестков.

2. Игра «Бессмысленные слова». 

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.

На доске написано от одной до пяти согласных букв: РБВЛ, КТМЦ, ШГС, ДПВ, ПТНСД и др. Ребенку предлагается запомнить предлагаемый материал и записать его. При этом смотрят, правильное количество слов.

3. Игра «Буквенный ряд».

 Цель: развитие внимание и графических умений.

Ребенку  предлагается  буквенный ряд:

А) АММАДАМАРЕБЕРГЕАССАМАСА

Б) ГЕСКЛАЛЛАЕССАНЕССАСДЕТАЛЛАТА

Затем предлагается вычеркнуть в ряду заданную букву (С или Л).

Можно использовать игры: «Дорисуй узор», «Волшебный лабиринт», «Найди одинаковые круги», «Найди букву к слову» (вариант «Лабиринта»), «Раскрашивание фигур по образцу», «Сколько фигур спряталось на картине».

4. Игра «Запомни предметы».

Цель: развитие объёма памяти.

Педагог-психолог предлагает ребенку 7-10 предметов и говорит, что названия этих предметов нужно запомнить. Даётся 1минута, затем предметы убираются, и  ребёнок должен назвать те предметы, которые он запомнил. Нормой считается количество предметов в пределах семи.

5. Игра «Нарисуй и запомни».

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.

Ребенку предлагается перечень слов, каждое из которых они обозначают рисунком. Слова: весёлый праздник, тёмный лес, сила, болезнь, быстрый человек,  день, хороший друг, машина, мальчик, сказка. Затем ребёнок должен перечислить слова, которые он запомнил, с опорой на свой рисунок.

6. Игра «Геометрические фигуры».

Цель: развитие кратковременной памяти и графических навыков.

Педагог-психолог  предлагает ребенку фигурный ряд с изменением одной из фигур или местоположением фигур в ряду. Ребенок указывают, что изменилось, где ошибка, в сравнении с первым правильным вариантом.

Возможно использование игр: «Запомни числа», «Что пропало», «Слово-предмет», «Что ты видел, расскажи», «Закодируй слово наоборот».

7. Игра «Продолжи ряд».

 Цель: развитие аналитико-синтетических функций.

 Ребёнку предлагается три последовательные фигуры, а четвёртую нужно угадать и нарисовать самому.  При этом можно использовать подсказки, дать три-четыре фигуры, где есть ответ. Например: три треугольника разной величины или круг, овал, круг, где необходимо подобрать четвёртую фигуру.

8. Игра «Дорисуй букву».

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Ребенку предлагаются элементы букв, задание: дорисуй, чтобы получилась буква.

9. Игра «Догадайся, кто нарисован».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций.

Педагог-психолог показывает часть тела животного, а дети должны угадать кто это. Например: долинные уши – заяц, ослик.

10. Игра «Словесно-логические пары» (авторская разработка педагога-психолога МОУ школы-интерната № 7 Рудяковой  О.Н.).

Цель: формирование причинно-следственных связей.

Педагог-психолог предлагает ребенку ряд картин: дом, самолёт, стол, ключ, трамвай, стул, книга, замок, ручка, цветок, дерево. Ребенок объединяет картинки в пары, и объясняют причину такого объединения. Например: дом-замок, замок-ключ.

Возможно использование игр: «Дополни буквами слово», «На что это похоже», «Найди главное слово», «Что лишнее?», «Назови одним словом».

 Система  игры и упражнений на развитие эмоциональной сферы.

1.Игра «Бабочка».

Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога.

Ребенок представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога-психолога.

2. Игра «Нарисуй чувство».

Цель: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями.

Педагог-психолог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Ребенок  должен узнать это чувство.  Ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)».

Например: солнышко, туча, дождь, птица и др.

Возможно, использовать задания типа: «Дорисуй предмет», «Соедини точки и назови, что получилось», «Заштрихуй рисунок», «Чунга-Чанга», «Графический диктант», «Кораблик», «Змейка», «Весёлый паровозик».

Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений.

1.Игра «Сказочные герои».

Цель: умение находить в себе черты характера заданного персонажа.

Педагог-психолог предлагает список сказочных героев (мужские и женские роли). Ребёнок выбирает себе одного их героев, представляется им и называет то качество, за которое выбрал себе эту роль. Например: «Я – Буратино, я весёлый». Возможно, усложнить задание и к каждому герою ребенок называет положительное  качество.

2. Игра «Как вас зовут».

Педагог-психолог задаёт вопросы, ребенок отвечает: Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся. Психолог говорит: «Известно ли тебе, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ты маленький и имя у тебя маленькое. Когда вы подрастешь, и имя подрастёт вместе с тобой и станет полным, например: Маша – Мария,  Дима – Дмитрий».

3. Игра «Волшебные превращения».

Педагог-психолог  предлагает ребенку: нахмуриться как… осенняя туча;  рассерженный человек;  позлиться как… злая волшебница, два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

4. Игра-импровизация «Цветы».

Педагог-психолог читает  стихотворение про девочку Марфушу, которая нашла и несла в маленькой корзинке цветы. Она устала, присела на пенек и стала рассматривать цветы, нюхать и вспоминать и мечтать, кому именно подарила бы тот или иной цветок, и по какому поводу. Ребенок представляет себя в роли Марфуши.

5. Игра «Отхлопать ритм фразы».

Цель: развитие чувства ритма.

На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Ребенок отхлопывает его по слоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить. Педагог-психолог отхлопывает ритм слова, а ребенок находят его в предложении.

6. Игра «Буква заблудилась».

Цель: развитие слухового внимания.

Педагог-психолог читает стихотворение, с ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки), и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Ребенок исправляет педагога.

Возможно использование заданий: игры на называние слов антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика.

Система упражнений, направленных на кинесиологическое развитие.

1.Упражнение «Перекрёстные движения из положения стоя».

Цель: развитие координации тела, управление сложными двимжениями.

Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью:

· Левая нога вперёд - вправо, обе руки вперёд - влево;

· То же с правой ноги, руки вправо;

· Мах правой ногой к кончикам пальцев левой руки;

· Мах левой ногой к кончикам пальцев правой руки;

· Левая нога, согнутая в колене поднимается к правому локтю;

· Правая нога, согнутая в колене поднимается к левому локтю;

· Повороты бёдер вправо, плечи с вытянутыми руками и головой влево (то же в обратную сторону).

Каждое упражнение выполняется по пять раз в каждую сторону.

2. Упражнение на развитие познавательных процессов «Ленивые восьмёрки».

Цель: развитие координации в системе «рука-глаз».

Ребенок вытягивает руки вперёд, соединив ладони вместе, и рисует в воздухе изображаемую горизонтальную восьмёрку (6 раз). Затем рисует вертикальную восьмёрку (6 раз). Затем предлагается нарисовать восьмёрку по три раза каждой рукой. И снова перейти к восьмёркам двумя руками.

3. Упражнени «Шапка для размышлений».

Цель: развитие внутреннего равновесия и уверенности в себе.

 Педагог-психолог предлагает надеть волшебную шапочку. Руки вытягиваются вверх, сжимаются кулаки, «надевается» воображаемая шапочка. Кулачки разжимаются. Кончиками пальцев дети берутся за верхнюю часть уха и мягко заворачивают уши от верней части до мочки (3 раза).

4. Упражнение «Энергетический зевок».

Цель: расслабление мышц лица.

Ребенку  предлагается позевать. Кончики пальцев положить на плотные точки, которые чувствуются на челюстях. Ребенок издает глубокий расслабленный зевок и легкими движениями поглаживают это точки (3 раза).

5. Упражнение «Активизация руки».

Цель: развитие координации в системе «рука-глаз».

Одну руку выпрямляют вверх, прижимая к уху. Другая рука фиксирует локоть вытянутой руки. На выдохе вытянутая рука двигается вперёд, назад, к себе, от себя (3 раза в каждую сторону).

 

6. Упражнение «Симметричные рисунки».

Цель: координация движений обеих рук в зеркально отражённых направлениях.

 Ребенку предлагается одновременно нарисовать рисунки левой и правой рукой сначала в воздухе, а затем в тетради. Задания постепенно усложняются от простых геометрических фигур до картинок типа: «Лодка», «Домик», «Страус», «Небо днём и ночью».

Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий.

1.«Графический диктант».

Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии.

Педагог-психолог  подробно диктует ребенку, откуда начинать вести линию, какой длинны (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить узор самостоятельно.

2. «Корректурная проба».

Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.

Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и образце.

3. «Продолжи ряд».

Цель:  развитие осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.

Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.

4. «Третий лишний».

Цель: развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку.

 Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему. 

Возможно включение упражнений: «Лабиринты», «Дорисуй предмет», «Соедини по точкам», «Составь предмет из геометрических фигур» и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 2-е издание, перераб. – Москва. 1999г. – 224с.

2. Волкова Е.В. Логопедия. - Москва. 1998г.

3. Выготский  Л.С. Развитие высших психических функций. Москва. 1960г.

4. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. СПб, 1999г. 

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль. «Академия развития». 1997г. – 240с.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва. «Издательство Гном и Д». 2000г. – 64с.

7.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. «Академия развития». 1997г.

8. Немов Р.С. Психология. М. Просвещение. «ВЛАДОС». 1994г.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г. – 480с.

10.  Психокоррекционная работа с детьми. Учебное пособие / под. ред. И.В. Дубровиной. М. ACADEMA. 1999г.

11.  Сполдинг Дж. Обучение через движение: Пер. с англ. Москва: Издательство Российского Открытого Университета. 1992г. – 72с.

12.  Эльконин  Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1995. – 217с.

12 марта 2016 в 21:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.