Сайт педагога-психолога
Коррекционная психолого-педагогическая программа для индивидуальной работы с детьми ОВЗ детского сада «Развивайка».
Коррекционная психолого-педагогическая программа для индивидуальной работы с детьми ОВЗ детского сада «Развивайка».
Михеева Л.П. – педагог-психолог МБДОУ Нововасюганский детский сад № 23» Томская область Каргасокский район с.Новый Васюган
Пояснительная записка. В концепции детерминации психического развития аномального ребёнка Выготским Л.С. была выдвинута идея, что развитие аномального ребёнка и нормального протекает по общим законам и является социально обусловленным. Социальное, в частности педагогическое, воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших психических функций, как в норме, так и в патологии. Предлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагога-психолога Рудяковой О.Н. и педагога-дефектолога Скопинцевой М.Ю. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям дошкольного возраста подготовительной группы ОВЗ, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в игровой деятельности. Цель программы:индивидуальная коррекция и развитие у дошкольников ОВЗ подготовительной группы познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности. Задачи программы: 1. Создание коррекционно-развивающих условий для сохранных познавательных процессов и личностных особенностей дошкольников ОВЗ подготовительной группы. 2. Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, положительной мотивации к познавательной саморегуляции у дошкольников ОВЗ подготовительной группы в игровой деятельности. 3. Создание атмосферы принятия, взаимопонимания, развитие у ребёнка компетентности в вопросах нормативного поведения и самостоятельных действий по инструкции педагога-психолога. Данная программа создана для детей дошкольников ОВЗ подготовительной группы детского сада, длительность занятия – 25-30 минут. Цикл практических занятий - 16 занятий. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Перечень диагностических процедур.
Тематическое планирование
Методический материал занятий. Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установление их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы, используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке: - игры и упражнения на развитие познавательных процессов; - игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой; - игры и упражнения на развитие коммуникативных умений; - упражнения, направленные на кинесиологическое развитие; - упражнения на развитие графических умений. С коррекционно-воспитательной целью при проведении занятий использован игровой компонент. При этом необходимо создавать для ребенка ситуацию успеха, что стимулирует повышение самооценки и познавательной мотивации. При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений, осуществляя соответствующую корректировку. Система упражнений на развитие познавательных процессов. 1.Игра «Внимательный». Цель: развитие зрительного восприятия. Педагог-психолог предлагает узнать «Внимательный ли ты?». На доске располагается рисунок «клевера» 5 рядов с тремя лепестками в цветке. В одном из рядов у одного цветка 4-5 лепестков. Ребенок ищут на рисунке клевер с заданным количеством лепестков. 2. Игра «Бессмысленные слова». Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания. На доске написано от одной до пяти согласных букв: РБВЛ, КТМЦ, ШГС, ДПВ, ПТНСД и др. Ребенку предлагается запомнить предлагаемый материал и записать его. При этом смотрят, правильное количество слов. 3. Игра «Буквенный ряд». Цель: развитие внимание и графических умений. Ребенку предлагается буквенный ряд: А) АММАДАМАРЕБЕРГЕАССАМАСА Б) ГЕСКЛАЛЛАЕССАНЕССАСДЕТАЛЛАТА Затем предлагается вычеркнуть в ряду заданную букву (С или Л). Можно использовать игры: «Дорисуй узор», «Волшебный лабиринт», «Найди одинаковые круги», «Найди букву к слову» (вариант «Лабиринта»), «Раскрашивание фигур по образцу», «Сколько фигур спряталось на картине». 4. Игра «Запомни предметы». Цель: развитие объёма памяти. Педагог-психолог предлагает ребенку 7-10 предметов и говорит, что названия этих предметов нужно запомнить. Даётся 1минута, затем предметы убираются, и ребёнок должен назвать те предметы, которые он запомнил. Нормой считается количество предметов в пределах семи. 5. Игра «Нарисуй и запомни». Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания. Ребенку предлагается перечень слов, каждое из которых они обозначают рисунком. Слова: весёлый праздник, тёмный лес, сила, болезнь, быстрый человек, день, хороший друг, машина, мальчик, сказка. Затем ребёнок должен перечислить слова, которые он запомнил, с опорой на свой рисунок. 6. Игра «Геометрические фигуры». Цель: развитие кратковременной памяти и графических навыков. Педагог-психолог предлагает ребенку фигурный ряд с изменением одной из фигур или местоположением фигур в ряду. Ребенок указывают, что изменилось, где ошибка, в сравнении с первым правильным вариантом. Возможно использование игр: «Запомни числа», «Что пропало», «Слово-предмет», «Что ты видел, расскажи», «Закодируй слово наоборот». 7. Игра «Продолжи ряд». Цель: развитие аналитико-синтетических функций. Ребёнку предлагается три последовательные фигуры, а четвёртую нужно угадать и нарисовать самому. При этом можно использовать подсказки, дать три-четыре фигуры, где есть ответ. Например: три треугольника разной величины или круг, овал, круг, где необходимо подобрать четвёртую фигуру. 8. Игра «Дорисуй букву». Цель: развитие ориентировки в пространстве. Ребенку предлагаются элементы букв, задание: дорисуй, чтобы получилась буква. 9. Игра «Догадайся, кто нарисован». Цель: развитие аналитико-синтетических функций. Педагог-психолог показывает часть тела животного, а дети должны угадать кто это. Например: долинные уши – заяц, ослик. 10. Игра «Словесно-логические пары» (авторская разработка педагога-психолога МОУ школы-интерната № 7 Рудяковой О.Н.). Цель: формирование причинно-следственных связей. Педагог-психолог предлагает ребенку ряд картин: дом, самолёт, стол, ключ, трамвай, стул, книга, замок, ручка, цветок, дерево. Ребенок объединяет картинки в пары, и объясняют причину такого объединения. Например: дом-замок, замок-ключ. Возможно использование игр: «Дополни буквами слово», «На что это похоже», «Найди главное слово», «Что лишнее?», «Назови одним словом». Система игры и упражнений на развитие эмоциональной сферы. 1.Игра «Бабочка». Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога. Ребенок представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога-психолога. 2. Игра «Нарисуй чувство». Цель: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями. Педагог-психолог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Ребенок должен узнать это чувство. Ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: солнышко, туча, дождь, птица и др. Возможно, использовать задания типа: «Дорисуй предмет», «Соедини точки и назови, что получилось», «Заштрихуй рисунок», «Чунга-Чанга», «Графический диктант», «Кораблик», «Змейка», «Весёлый паровозик». Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений. 1.Игра «Сказочные герои». Цель: умение находить в себе черты характера заданного персонажа. Педагог-психолог предлагает список сказочных героев (мужские и женские роли). Ребёнок выбирает себе одного их героев, представляется им и называет то качество, за которое выбрал себе эту роль. Например: «Я – Буратино, я весёлый». Возможно, усложнить задание и к каждому герою ребенок называет положительное качество. 2. Игра «Как вас зовут». Педагог-психолог задаёт вопросы, ребенок отвечает: Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся. Психолог говорит: «Известно ли тебе, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ты маленький и имя у тебя маленькое. Когда вы подрастешь, и имя подрастёт вместе с тобой и станет полным, например: Маша – Мария, Дима – Дмитрий». 3. Игра «Волшебные превращения». Педагог-психолог предлагает ребенку: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница, два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса. 4. Игра-импровизация «Цветы». Педагог-психолог читает стихотворение про девочку Марфушу, которая нашла и несла в маленькой корзинке цветы. Она устала, присела на пенек и стала рассматривать цветы, нюхать и вспоминать и мечтать, кому именно подарила бы тот или иной цветок, и по какому поводу. Ребенок представляет себя в роли Марфуши. 5. Игра «Отхлопать ритм фразы». Цель: развитие чувства ритма. На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Ребенок отхлопывает его по слоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить. Педагог-психолог отхлопывает ритм слова, а ребенок находят его в предложении. 6. Игра «Буква заблудилась». Цель: развитие слухового внимания. Педагог-психолог читает стихотворение, с ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки), и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Ребенок исправляет педагога. Возможно использование заданий: игры на называние слов антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика. Система упражнений, направленных на кинесиологическое развитие. 1.Упражнение «Перекрёстные движения из положения стоя». Цель: развитие координации тела, управление сложными двимжениями. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью: · Левая нога вперёд - вправо, обе руки вперёд - влево; · То же с правой ноги, руки вправо; · Мах правой ногой к кончикам пальцев левой руки; · Мах левой ногой к кончикам пальцев правой руки; · Левая нога, согнутая в колене поднимается к правому локтю; · Правая нога, согнутая в колене поднимается к левому локтю; · Повороты бёдер вправо, плечи с вытянутыми руками и головой влево (то же в обратную сторону). Каждое упражнение выполняется по пять раз в каждую сторону. 2. Упражнение на развитие познавательных процессов «Ленивые восьмёрки». Цель: развитие координации в системе «рука-глаз». Ребенок вытягивает руки вперёд, соединив ладони вместе, и рисует в воздухе изображаемую горизонтальную восьмёрку (6 раз). Затем рисует вертикальную восьмёрку (6 раз). Затем предлагается нарисовать восьмёрку по три раза каждой рукой. И снова перейти к восьмёркам двумя руками. 3. Упражнени «Шапка для размышлений». Цель: развитие внутреннего равновесия и уверенности в себе. Педагог-психолог предлагает надеть волшебную шапочку. Руки вытягиваются вверх, сжимаются кулаки, «надевается» воображаемая шапочка. Кулачки разжимаются. Кончиками пальцев дети берутся за верхнюю часть уха и мягко заворачивают уши от верней части до мочки (3 раза). 4. Упражнение «Энергетический зевок». Цель: расслабление мышц лица. Ребенку предлагается позевать. Кончики пальцев положить на плотные точки, которые чувствуются на челюстях. Ребенок издает глубокий расслабленный зевок и легкими движениями поглаживают это точки (3 раза). 5. Упражнение «Активизация руки». Цель: развитие координации в системе «рука-глаз». Одну руку выпрямляют вверх, прижимая к уху. Другая рука фиксирует локоть вытянутой руки. На выдохе вытянутая рука двигается вперёд, назад, к себе, от себя (3 раза в каждую сторону).
6. Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: координация движений обеих рук в зеркально отражённых направлениях. Ребенку предлагается одновременно нарисовать рисунки левой и правой рукой сначала в воздухе, а затем в тетради. Задания постепенно усложняются от простых геометрических фигур до картинок типа: «Лодка», «Домик», «Страус», «Небо днём и ночью». Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий. 1.«Графический диктант». Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии. Педагог-психолог подробно диктует ребенку, откуда начинать вести линию, какой длинны (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить узор самостоятельно. 2. «Корректурная проба». Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка. Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и образце. 3. «Продолжи ряд». Цель: развитие осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку. Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру. 4. «Третий лишний». Цель: развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку. Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему. Возможно включение упражнений: «Лабиринты», «Дорисуй предмет», «Соедини по точкам», «Составь предмет из геометрических фигур» и т.п.
Список литературы. 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 2-е издание, перераб. – Москва. 1999г. – 224с. 2. Волкова Е.В. Логопедия. - Москва. 1998г. 3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва. 1960г. 4. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. СПб, 1999г. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль. «Академия развития». 1997г. – 240с. 6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва. «Издательство Гном и Д». 2000г. – 64с. 7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. «Академия развития». 1997г. 8. Немов Р.С. Психология. М. Просвещение. «ВЛАДОС». 1994г. 9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г. – 480с. 10. Психокоррекционная работа с детьми. Учебное пособие / под. ред. И.В. Дубровиной. М. ACADEMA. 1999г. 11. Сполдинг Дж. Обучение через движение: Пер. с англ. Москва: Издательство Российского Открытого Университета. 1992г. – 72с. 12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1995. – 217с. 12 марта 2016 в 21:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.