Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей среднего, старшего дошкольного возраста, направленные на дальнейшую социальную адаптацию и полноценное развитие личности ребенка.
Составитель и исполнитель:
Михеева Л.П. - педагог-психолог
МБДОУ "Нововасюганский
детский сад №23»
Адресат: (Ф.И.О. ребенка), средний, старший дошкольный возраст.
Цель ИКРМ: осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи ИКРМ:
- Развивать психические процессы у ребенка;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей ребенка;
- Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей;
- Формирование коммуникативной деятельности.
Объем ИКРМ: Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут рассчитан на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года по трем основным направлениям:
I – формирование и развитие ВПФ (высших психических функций);
II – коррекция поведенческой сферы;
III – формирование и развитие коммуникативных умений.
Принципы построения ИКРМ:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
6. Учет объема и степени разнообразия материала.
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Основные методы ИКРМ:
1. Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
2. Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
3. Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
4. Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
5. Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
6. Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
7. Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
8. Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
9. Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
10. Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
Материально-техническая база:
- помещение для проведения занятий;
- наличие специализированных методических материалов, пособий;
- диагностический инструментарий.
Алгоритм сопровождения:
1. Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога) с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута; Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МБДОУ необходимости специального коррекционного обучения;
2. Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК.
3. Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога).
Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП), реализуются следующие функции:
- Эмпатическое принятие ребенка.
- Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
- Эмоциональная поддержка ребенка.
- Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
- Тематическое структурирование задачи.
- Помощь в поиске формы выражения темы.
- Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
Психологический блок работы включает следующие задачи:
1. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- реализация своего потенциала.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
3. Обучение взаимодействия детей друг с другом и с взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;
- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
I направление – формирование и развитие
высших психических функций.
Формы занятий: микро-группа – 2 ребенка.
Форма работы: индивидуальное занятие.
Время поведения занятий: 20 минут.
Возраст: дети среднего, старшего дошкольного возраста.
Расписание занятий: понедельник 17:05 – 17:25, пятница 09:30 – 09:50
Дата начала занятий: 21.10.2013 г.
Дата окончания занятий: 26.05.2014 г.
Структура психологического занятия.
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
Цель вводной части –
настроить группу на
совместную работу,
установить контакт
между участниками.
Основные процедуры
работы:
- Приветствие.
- Игры на развитие
навыков общения. |
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной,
эмоционально-волевой,
коммуникативной сфер,
формирование лексико-
грамматических категорий
речи, развитие связной речи.
Основные процедуры:
- Игры
- Задания
- Упражнения
- Совместная деятельность. |
Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной
значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и
закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Основные процедуры:
- Проведение какой – либо общей игры
- Релаксация.
- Рефлексия. |
Примерный перспективный план по ознакомлению с окружающим и развитию речи (I направление) для детей
среднего и старшего дошкольного возраста с ООП.
Опорные источники:
1. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет» (Серия «Коррекционно-развивающее обучение»);
2. И.Е. Светлова «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша»;
3. Ю.А. Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет».
Месяц |
№ недели |
№ занятия |
Лексическая тема |
Цели, задачи
|
октябрь |
4 |
1 |
Психологическая диагностика. |
Определение актуального уровня развития ребенка. |
2 |
3 |
Осень. |
Обогащать и уточнять словарь по теме, упражняться в образовании сложных слов. Учить составлять рассказ на тему «осень» по плану. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию
движений. |
4 |
ноябрь |
1 |
5
|
Деревья. |
Обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в составлении рассказа - описания. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, мелкую моторику. |
6
|
Овощи. |
Обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в составлении рассказа - описания, рассказа-сравнения, упражняться в суффиксальном словообразовании. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, мелкую и общую моторику. |
2 |
7 |
Фрукты. |
Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать фонематические процессы непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику. Закреплять умение составлять рассказ-описание. Упражняться в составлении рассказа - сравнения. |
8 |
Овощи - фрукты. |
Закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать фонематические процессы, память, мышление, внимание; процессы анализа и синтеза. |
3 |
9 |
Игрушки. |
Обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в составлении рассказа-описания. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы, мелкую и общую моторику. |
10 |
Посуда. |
Учить составлять описательный рассказ по плану. Развивать мелкую моторику. Активизировать предметный словарь.
Закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнения заданий по инструкции. Развивать ассоциативное мышление. |
4
|
11
|
Мебель. |
Закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза. |
12 |
декабрь |
1 |
13
|
Домашние птицы. |
Обобщать знания о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к природе. |
14 |
2 |
15
|
Домашние животные. |
Обобщать знания о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным. |
16 |
3 |
17 |
Дикие животные. |
Обобщать знания о диких животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным. |
18 |
4 |
19 |
Дикие и домашние
животные. |
Закреплять умение различать диких и домашних животных; составлять рассказ по опорным картинкам. Воспитывать любовь, бережное отношение к животным. |
20 |
Зимние забавы. |
Продолжать знакомить с зимними явлениями в природе; расширять представления о временах года. Закреплять умение составлять рассказ. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Поощрять проявление положительных эмоций. |
январь |
2 |
21
|
Новый год. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Закреплять умение составлять рассказ. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Поощрять проявление положительных эмоций. |
22 |
3 |
23
|
Обувь. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа-описания. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание,
фонематические процессы; процессы анализа и синтеза. |
24 |
4 |
25
|
Одежда. |
Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление. Упражнять в составлении рассказа-описания предмета. |
26 |
5 |
27 |
Зимние птицы. |
Закреплять знания по теме «Зимующие птицы». Закреплять умение составлять рассказ по картинке. Активизировать речевой словарь. |
28 |
февраль |
1 |
29 |
Зима. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
30 |
2 |
31 |
Профессии. |
Обобщать знания о профессиях. Закреплять умение составлять описательный рассказ по плану с использованием таблиц. |
32 |
3 |
33 |
23 февраля. |
Познакомить с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Учить составлять рассказ по плану с использованием таблиц. Развивать пространственную ориентировку. |
34 |
4 |
35 |
Транспорт. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы; процессы анализа и синтеза. |
36
|
март |
1 |
37 |
«Мамин день». |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по стихотворению с опорой на картинки. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 |
38 |
Весна. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа. Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки,
память, мышление, фонематические процессы. |
3 |
39 |
Перелетные птицы. |
Обобщать материал по теме «Перелетные птицы». Упражнять в составлении рассказа по картинке. Воспитывать бережное отношение к природе. |
40 |
4 |
41 |
Весенние цветы. |
Обобщать материал по теме «Весенние цветы».
Активизировать речевой словарь. Закреплять умение составлять рассказ по плану по картинкам. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. |
42 |
апрель
|
1 |
43 |
Насекомые. |
Обобщать материал по теме «Насекомые». Активизировать предметный словарь. Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. |
44 |
2 |
45 |
Дом, улица, город. |
Обобщать материал по теме «Дом». Активизировать предметный словарь. Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Упражнять в составлении рассказа по подражанию. |
46 |
3 |
47 |
Правила дорожного движения. |
Обобщать материал по теме «Правила дорожного движения». Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Упражнять в составлении рассказа по картинному плану. |
48 |
4 |
49 |
Аквариумные
Рыбки. |
Обобщать материал по теме «Аквариумные рыбки». Развивать мышление, память, фонематические процессы. Активизировать глагольный словарь. Упражнять в словообразовании, составлении рассказа по подражанию. |
май |
1 |
50 |
9 Мая |
Обобщать материал по теме «9 Мая». Развивать мышление, память, фонематические процессы. Активизировать предметный словарь. Упражнять в словообразовании,
составлении рассказа по представлению. Уточнять пространственные, временные представления. |
2 |
51
|
Комнатные растения |
Обобщать материал по теме «Комнатные растения». Развивать мышление, память, фонематические процессы. Упражнять в составлении сравнительных рассказов с опорой
на план-схему. |
52
|
Лето. |
Обобщать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по плану-схеме. Развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
3 |
53 |
Психологическая диагностика. |
Определение актуального уровня развития ребенка, отслеживание динамики формирования ВПФ. |
54 |
Дополнительные задания к занятиям по лексическим темам
по формированию и развитию ВПФ.
Направление |
Задачи |
Содержание коррекционно-развивающей работы |
Развитие внимания |
1) развивать
способность к
переключению
внимания; |
- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,
обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
- «Встань, если услышишь слово, обозначающее
растение» (одежда, транспорт и т. д.);
- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,
обозначающее животное; встань, если услышишь
слово, обозначающее растение». |
2) развивать
концентрацию
внимания; |
- «Найди отличия»,
- «Что неправильно?»,
- «Что задумал художник?»,
- «Что недорисовано?» |
3) развивать
произвольное
внимание; |
- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным
карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же». |
4)развивать объём
внимания; |
- «Раскрась фрукты» (как только проявляется
небрежность, работа прекращается),
- «Копирование образца». |
5) развивать
произвольное
внимание. |
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки». |
Развитие восприятия. |
1) развивать
восприятие
геометрических
фигур; |
- «Назови фигуру»,
- «Геометрическое лото»,
- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
- «Закрась фигуры». |
2) развивать точность
восприятия; |
- «Из каких фигур состоит предмет? (вариативность),
«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
- «Рисование картин, состоящих из геометрических
фигур»,
- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.»;
- «Дорисуй фигуры». |
3) развивать
цветоразличение; |
- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
- «Радужный хоровод»,
- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
- «Цветное лото»,
- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). |
4) развивать
восприятие
длительности
временного
интервала; |
- «Рассматривание часов, движения секундной
стрелки»,
- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски
(заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». |
5) развивать
представление о
частях суток; |
- Беседа по картинкам (части суток),
- «Разложи картинки»,
- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!». |
6) развивать
представления о
временах года; |
- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
- Отгадывание загадок о временах года,
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
- «Назови время года». |
7) развивать
пространственные
представления; |
- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,
- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»
- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?», |
8) развивать
наблюдательность. |
- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
- «Кто больше назовёт?»,
- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»». |
Развитие мышления |
1) развивать
мыслительные
процессы:
обобщение,
отвлечение,
выделение
существенных
признаков; |
- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие деревья; слова,
относящиеся к спорту и т. д.».
|
2) развивать гибкость ума и словарный запас; |
- Загадывание загадок. |
3) развивать
сообразительность. |
- «Как это можно использовать?»,
- «Говори наоборот»,
- «Бывает – не бывает». |
Развитие памяти |
1) увеличивать объём
памяти в зрительной,
слуховой и
осязательной
модальностях; |
- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.).
|
2) развивать приёмы
ассоциативного и
опосредованного
запоминания
предметов в процессе игровой и непосредственно
образовательной
деятельности. |
- «Смотри и делай»,
- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
- «10 слов» (запоминание слов с использованием
смысловой системы: связывание слов в один сюжет). |
Развитие воображения и творческих способностей |
1) развивать
воображение и
творческие
способности. |
- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
- «Дорисуй»,
- «Рисование по точкам»,
- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
- «Что будет, если …». |
Развитие тонкой моторики рук |
1) развивать тонкую
моторику рук. |
- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.
- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур»,
«Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.
- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев
рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т.д. |
II направление – коррекция и развитие поведенческой,
эмоционально-личностной сфер.
Формы занятий: подгрупповая – 5 детей.
Форма работы: подгрупповое занятие.
Время поведения занятий: 20 минут.
Возраст: дети среднего, старшего дошкольного возраста.
Расписание занятий: среда 09:25 – 09:45
Дата начала занятий: 21.10.2013 г.
Дата окончания занятий: 26.05.2014 г.
Цель: профилактика агрессивных эмоциональных реакций, развитие произвольной регуляции поведения.
Задачи:
1.Снижение уровня личной тревожности;
2.Обучение техникам и способам саморегуляции;
3.Отреагирование агрессивных проявлений;
4.Осознание своих потребностей, развитие эмпатии к другим;
5.Обучение конструктивным поведенческим реакциям;
6.Развитие позитивной мотивации к познанию, общению, обучению.
Опорные источники:
1.Е.В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»;
2.О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»;
3.Е. Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком».
Структура занятия.
№п/п |
Элементы занятия |
Комментарии |
1 |
Ритуал приветствия |
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. |
2 |
Разминка - воздействие на
эмоциональное состояние детей,
уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия,
танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия,
пальчиковые игры). |
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
3 |
Основное содержание занятия -
совокупность психотехнических
упражнений и приемов,
направленных на решение задач
данного занятия. (Ролевые игры,
сказкотерапия, проигрывание
ситуаций, этюды, групповая
дискуссия). |
Приоритет отдается многофункциональным
техникам, направленным одновременно на
развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр упражнений 2-4. |
4 |
Рефлексия занятия - оценка
занятия. Арт-терапия, беседы. |
Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
5 |
Ритуал прощания. |
По аналогии с ритуалом приветствия. |
Примерный перспективный план по коррекция и развитие поведенческой, эмоционально-личностной сфер (II направление)
для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ООП.
Месяц |
№ занятия |
Тема |
Цель |
Ноябрь |
1 |
Психологическая диагностика. |
|
2 |
3 |
«Знакомство» |
Установление контакта с ребенком. |
4 |
«Работа с пиктограммами». |
Декабрь |
5 |
«Баба-Яга – костяная нога». |
Профилактика нежелательных
негативных агрессивных тенденций в поведении. |
6 |
«Иван-царевич и Серый волк». |
7 |
«Забавные человечки». |
8 |
«Разъяренная медведица». |
Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции. |
Февраль |
9 |
Психологическая диагностика. |
|
10 |
«Скульптура по теме». |
Формирование умения регулировать поведенческие реакции. |
11 |
«Волшебный сон». |
12 |
«Животные». |
Март |
13 |
«Играем все вместе». |
Обучение социально приемлемым, адекватным способам выражения агрессии. |
14 |
«Волшебница». |
15 |
«Встань на его место». |
16 |
«Хорошо нам вместе». |
Апрель |
17 |
«Путешествие в будущее». |
Обучение ауторелаксации. |
18 |
«На берегу моря». |
19
20
21 |
«Я хороший, ты хороший».
«Технология успеха».
«Курс начинающего
волшебника». |
Обучение навыкам управления
эмоциональной сферы. |
Май |
22
23 |
Психологическая диагностика. |
|
III направление – формирование и развитие коммуникативных умений.
Формы занятий: подгрупповая – 4 ребенка.
Форма работы: подгрупповое занятие.
Время поведения занятий: 20 минут.
Возраст: дети среднего, старшего дошкольного возраста.
Расписание занятий: пятница 15:45 – 16:05
Дата начала занятий: 21.10.2013 г.
Дата окончания занятий: 26.05.2014 г.
Опорные источники:
1.О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»;
2. Е.Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком»;
3.Л.В. Чернецкая «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ».
Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.
С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.
Для процессуальной стороны игр характерны следующие моменты:
• демонстрация вариантов правильного поведения;
• считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;
• возможность использования элементов соревнования (например, кто лучше изобразит, как Муха-Цокотуха испугалась, как гости веселились и т. п.);
• использование при необходимости механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка прикрепить фигурку к магнитной доске и т. п.).
Занятия содержат следующие компоненты:
- организационно-деятельностный;
- эмоциональный (формирование эмоционально-ценностного отношения к миру);
- содержательный (познание социальных норм и пр.);
- компонент просоциального поведения (формирование помогающего пов