Сайт педагога-психолога

Психологическая служба в ДОУ

Психологическая служба в ДОУ

Основная цель психологической службы в системе образования — обеспечение психического и психологического здоровья ребенка.

Психолог в детском саду — это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах.

Основная задача психолога — обеспечить нормальное развитие ребенка, исходя из закономерностей развития, помочь в создании необходимых для него условий.

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Задачи психолога в детском саду:

— участие в воспитательном процессе в целом, его «психологизация». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.

— индивидуальная работа с детьми в соответсвии с их индивидуально-психологическими особенностями в воспитательном процессе, с характером взаимоотношений воспитателя и детей между собой, с индивидуально-психологическими качествами отдельных детей и уровнем их умственного и эмоционально-волевого развития.

Основные направления работы педагога-психолога:

1. Психологическое просвещение

Цель — приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям.

Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

2. Психологическая профилактика

Цель — сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах.

Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

3. Психологическая диагностика

Цель — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия.

Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям.

Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

4. Психологическая коррекция

Цель — устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

5. Психологическое консультирование

Цель — оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

6. Аналитическая деятельность

Цель — научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

Детство — самый важный период в жизни и наиболее значимый для развития ребенка. Известно, что на протяжении первых лет жизни закладываются основные качества характера, формируется стиль общения со сверстниками и взрослыми, складывается отношение к жизни в целом. И во многом от того, как происходит формирование личности ребенка в детстве, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Все события, происходящие с нами в детстве, оставляют свой глубокий след во всей нашей последующей взрослой жизни.

Чтобы заметить, что ребенок испытывает трудности и нуждается в помощи, достаточно родительской чуткости и любви.

Самый важный момент — вовремя обратиться к детскому психологу, пока проблемы ребенка не начали нарастать как снежный ком, и есть возможность устранить проблему в наиболее короткие сроки, не причинив страданий и боли ребенку.

Многие детские проблемы лишь временны и требуют краткосрочной работы психолога.

Психологи помогают детям и их семьям разрешить поведенческие, эмоциональные, семейные проблемы, проблемы отношений со сверстниками и в школе и найти конструктивный выход из создавшейся ситуации.

Психолог поможет выявить проблему, предложить варианты решения, проследить и проанализировать изменения, но родители и только родители (!) могут помочь своему ребенку!

Перечень детских проблем с точки зрения детского психолога весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Например, для ребенка-дошкольника он может быть таким:

Как развита мелкая (пальчиковая) моторика ребенка? Как хорошо он воспринимает зрительные образы, слуховые, осязательные? Умеет ли ребенок различать цвета, формы, величины и т.д.? Насколько он внимателен? Каковы особенности памяти ребенка? Что он лучше запоминает – изображения или звуки, стихи или прозу? Каков уровень интеллектуального развития ребенка? Владеет ли он обобщающими понятиями типа «Фрукты», «Овощи», «Посуда» и многими другими? Может ли сравнивать предметы друг с другом? Умеет ли находить выход из неожиданной ситуации? Фантазировать? Шутить? Оценивать себя и других? Насколько ребенок эмоционален? Богатая ли у него мимика? Какие чувства у него преобладают? А как он их проявляет? Как ребенок обычно ведет себя в одиночестве, с родителями, с другими детьми, в новой обстановке? Как ребенок воспринимает свою семью? Удовлетворяют ли его те отношения, которые в ней сложились? В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Когда ребенка можно считать готовым к школьному обучению? Можно ли прогнозировать трудности в обучении ребенка и заранее «подстелить соломку»?

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития каждого ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей.

Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Ждем Ваших чудесных и любознательных дошколят в нашем Детском саду!

12 марта 2016 в 20:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.